+7 (495) 023-01-15 Пн-пт 9:00-19:00, сб 10:00-15:00
Написать нам:
Оставить заявку

Регистрация сделки с квартирой

Задайте вопрос юристу

Регистрацию сделок с недвижимостью проводит Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Данное ведомство создано в 2009 году путем упразднения Федерального агентства геодезии и картографии (Роскартографии), Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) и Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации).

 

Картинка взята на сайте stock.adobe.com в разделе бесплатно stock.adobe.com/ru/free.

 

В настоящее время Росреестр выполняет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведет ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости).

Регистрация сделки по продаже жилья

 

По закону право собственности на любую жилую недвижимость должно быть зарегистрировано в Росреестре. Регистрации подлежит именно переход права собственности, а не сам договор купли-продажи как документ. Вместе с тем при регистрации договора на нем проставляется штамп о регистрации, свидетельствующий о переходе права собственности на покупателя, если документы на регистрацию подаются через МФЦ.

 

При подписании документа права и обязанности собственника к покупателю не переходят. У сторон возникают обязанности зарегистрировать сделку в Росреестре, продавец должен передать право собственности, а покупатель — оплатить стоимость квартиры. Покупатель становится полноправным собственником только после регистрации его права собственности в ЕГРН.

 

При участии в долевом строительстве регистрации подлежит право требования на объект в новостройке. Право собственности регистрируется только после сдачи дома в эксплуатацию и передачи квартиры.

Перечень документов, необходимых для регистрации права

 

Список документов, представляемых на регистрацию, может меняться в зависимости от конкретной жизненной ситуации.

 

Документы, необходимые для регистрации права собственности на квартиру, приобретенную на вторичном рынке:

 
  • заявление на регистрацию от продавца и покупателя;
  • оплата госпошлины;
  • паспорта сторон договора;
  • свидетельство о браке (при оформлении квартиры в совместную собственность супругов);
  • договор купли-продажи квартиры минимум в двух экземплярах.
 

От продавца потребуются: 

 
  • нотариально удостоверенное согласие супруга;
  • согласие органов опеки (при наличии несовершеннолетних).
 

Документы, необходимые для регистрации права собственности на новостройку:

 
  • договор долевого участия или договор уступки права требования;
  • оригинал акта приема-передачи объекта;
  • кредитный договор (при использовании кредитных средств на покупку объекта);
  • паспорта дольщиков;
  • свидетельство о браке (при оформлении квартиры в совместную собственность супругов);
  • квитанция об оплате госпошлины.

Куда подавать документы для проведения регистрации?

 

Для регистрации перехода права собственности можно воспользоваться онлайн-сервисом на сайте Росреестра или посетить территориальное отделение ведомства.

 

Возможно заказать выезд госрегистраторов на дом или в офис для проведения регистрации прав. Услуга предоставляется бесплатно для ветеранов ВОВ и инвалидов I и II групп при условии, что они являются правообладателями объектов.

 

Чаще всего стороны сделки обращаются в МФЦ, куда сдают полный пакет документов на регистрацию. Сотрудники центра не проводят правовую экспертизу текста соглашения, в их обязанности входит только принятие бумаг на регистрацию.

Расписка в получении документов

 

Сотрудник МФЦ после принятия документов выдает расписку, в которой указан перечень бумаг, которые сданы на регистрацию, их количество, номер заявления, а также сроки регистрации.

Сроки регистрации прав

 

Сроки, в которые Росреестр регистрирует права на жилье, меняются в зависимости от объекта недвижимости, способа сдачи документов на регистрацию и др. и составляют от 3 до 7 рабочих дней. Если договор сдается через МФЦ, то срок увеличивается на 2-3 дня.

 

Основные сроки:

 
  • 7 рабочих дней — регистрация прав на квартиру, а также по договору долевого участия в строительстве;
  • 3 рабочих дня — регистрация нотариального договора на жилье;
  • 5 рабочих дней — регистрация прав по договору ипотеки.

Приостановление регистрации прав

 

Регистратор вправе приостановить государственную регистрацию права по основаниям, предусмотренным законом на срок до 3 месяцев. Полный перечень оснований содержится в ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

 

Чаще всего регистрацию приостанавливают по следующим причинам:

 
  • имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными;
  • представлены неполный пакет документов или недостоверные данные и бумаги;
  • форма и содержание документов не соответствуют законодательству РФ (например, отсутствуют существенные условия договора);
  • межведомственные каналы (ФНС, ФМС и др.) не представили сведения, которые запросил регистратор;
  • отсутствует согласие третьего лица на сделку с недвижимостью (если такое согласие необходимо);
  • существует судебный спор по вопросу ипотеки;
  • на объект недвижимости наложен арест или запрет на совершение с ним определенных действий;
  • отсутствует отказ участников долевой собственности от покупки доли, и не истек месячный срок со дня извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности;
  • компания-застройщик не произвела отчисления в Компенсационный фонд долевого строительства;
  • имеются противоречия в сведениях об объекте недвижимости;
  • наличие данных об исполнительном производстве в отношении сторон сделки.
 

Также регистрация может быть приостановлена по решению суда.

Уведомление заявителей о регистрации прав

 

Если гражданин при сдаче документов на регистрацию указал контактный телефон и адрес электронной почты, то Росреестр уведомит гражданина о ходе регистрации посредством электронного письма или СМС.

 

При этом направленные уведомления заверяются усиленной электронно-цифровой подписью сотрудника Управления. В соответствии с требованиями действующего законодательства такое уведомление будет иметь равную силу с документом на бумажном носителе.

 

Данная процедура направлена на ускорение регистрации и оперативное устранение выявленных ошибок.

Жалобы на неправомерные действия регистраторов

 

Гражданин, чьи права нарушены незаконным приостановлением регистрации или отказом в ней, вправе обжаловать действия сотрудников ведомства руководителю территориального органа или в центральный аппарат Росреестра. 

 

Обращение должно отражать следующую информацию:

 
  • паспортные данные заявителя;
  • наименование органа или данные о должностном лице, решения, действия (бездействие) которых нарушает права и законные интересы заявителя;
  • характер нарушенных прав и законных интересов, суть противоправного решения, действия (бездействия).
 

Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней, после чего заявителю должен быть направлен письменный ответ о результатах рассмотрения обращения.

Для чего нужна выписка из ЕГРН

 

Данный документ необходим для проверки юридической чистоты приобретаемой квартиры и достоверности данных об объекте. Также выписка нужна будет при оформлении наследства, при дарении и приватизации.

 

Автор статьи:
Екатерина Филатова
Руководитель практики
ЮК «Неделько и партнёры»

Похожие статьи