Регистрацию сделок с недвижимостью проводит Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Данное ведомство создано в 2009 году путем упразднения Федерального агентства геодезии и картографии (Роскартографии), Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) и Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации).
Картинка взята на сайте stock.adobe.com в разделе бесплатно stock.adobe.com/ru/free.
В настоящее время Росреестр выполняет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведет ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости).
Регистрация сделки по продаже жилья
По закону право собственности на любую жилую недвижимость должно быть зарегистрировано в Росреестре. Регистрации подлежит именно переход права собственности, а не сам договор купли-продажи как документ. Вместе с тем при регистрации договора на нем проставляется штамп о регистрации, свидетельствующий о переходе права собственности на покупателя, если документы на регистрацию подаются через МФЦ.
При подписании документа права и обязанности собственника к покупателю не переходят. У сторон возникают обязанности зарегистрировать сделку в Росреестре, продавец должен передать право собственности, а покупатель — оплатить стоимость квартиры. Покупатель становится полноправным собственником только после регистрации его права собственности в ЕГРН.
При участии в долевом строительстве регистрации подлежит право требования на объект в новостройке. Право собственности регистрируется только после сдачи дома в эксплуатацию и передачи квартиры.
Перечень документов, необходимых для регистрации права
Список документов, представляемых на регистрацию, может меняться в зависимости от конкретной жизненной ситуации.
Документы, необходимые для регистрации права собственности на квартиру, приобретенную на вторичном рынке:
- заявление на регистрацию от продавца и покупателя;
- оплата госпошлины;
- паспорта сторон договора;
- свидетельство о браке (при оформлении квартиры в совместную собственность супругов);
- договор купли-продажи квартиры минимум в двух экземплярах.
От продавца потребуются:
- нотариально удостоверенное согласие супруга;
- согласие органов опеки (при наличии несовершеннолетних).
Документы, необходимые для регистрации права собственности на новостройку:
- договор долевого участия или договор уступки права требования;
- оригинал акта приема-передачи объекта;
- кредитный договор (при использовании кредитных средств на покупку объекта);
- паспорта дольщиков;
- свидетельство о браке (при оформлении квартиры в совместную собственность супругов);
- квитанция об оплате госпошлины.
Куда подавать документы для проведения регистрации?
Для регистрации перехода права собственности можно воспользоваться онлайн-сервисом на сайте Росреестра или посетить территориальное отделение ведомства.
Возможно заказать выезд госрегистраторов на дом или в офис для проведения регистрации прав. Услуга предоставляется бесплатно для ветеранов ВОВ и инвалидов I и II групп при условии, что они являются правообладателями объектов.
Чаще всего стороны сделки обращаются в МФЦ, куда сдают полный пакет документов на регистрацию. Сотрудники центра не проводят правовую экспертизу текста соглашения, в их обязанности входит только принятие бумаг на регистрацию.
Расписка в получении документов
Сотрудник МФЦ после принятия документов выдает расписку, в которой указан перечень бумаг, которые сданы на регистрацию, их количество, номер заявления, а также сроки регистрации.
Сроки регистрации прав
Сроки, в которые Росреестр регистрирует права на жилье, меняются в зависимости от объекта недвижимости, способа сдачи документов на регистрацию и др. и составляют от 3 до 7 рабочих дней. Если договор сдается через МФЦ, то срок увеличивается на 2-3 дня.
Основные сроки:
- 7 рабочих дней — регистрация прав на квартиру, а также по договору долевого участия в строительстве;
- 3 рабочих дня — регистрация нотариального договора на жилье;
- 5 рабочих дней — регистрация прав по договору ипотеки.
Приостановление регистрации прав
Регистратор вправе приостановить государственную регистрацию права по основаниям, предусмотренным законом на срок до 3 месяцев. Полный перечень оснований содержится в ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Чаще всего регистрацию приостанавливают по следующим причинам:
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными;
- представлены неполный пакет документов или недостоверные данные и бумаги;
- форма и содержание документов не соответствуют законодательству РФ (например, отсутствуют существенные условия договора);
- межведомственные каналы (ФНС, ФМС и др.) не представили сведения, которые запросил регистратор;
- отсутствует согласие третьего лица на сделку с недвижимостью (если такое согласие необходимо);
- существует судебный спор по вопросу ипотеки;
- на объект недвижимости наложен арест или запрет на совершение с ним определенных действий;
- отсутствует отказ участников долевой собственности от покупки доли, и не истек месячный срок со дня извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности;
- компания-застройщик не произвела отчисления в Компенсационный фонд долевого строительства;
- имеются противоречия в сведениях об объекте недвижимости;
- наличие данных об исполнительном производстве в отношении сторон сделки.
Также регистрация может быть приостановлена по решению суда.
Уведомление заявителей о регистрации прав
Если гражданин при сдаче документов на регистрацию указал контактный телефон и адрес электронной почты, то Росреестр уведомит гражданина о ходе регистрации посредством электронного письма или СМС.
При этом направленные уведомления заверяются усиленной электронно-цифровой подписью сотрудника Управления. В соответствии с требованиями действующего законодательства такое уведомление будет иметь равную силу с документом на бумажном носителе.
Данная процедура направлена на ускорение регистрации и оперативное устранение выявленных ошибок.
Жалобы на неправомерные действия регистраторов
Гражданин, чьи права нарушены незаконным приостановлением регистрации или отказом в ней, вправе обжаловать действия сотрудников ведомства руководителю территориального органа или в центральный аппарат Росреестра.
Обращение должно отражать следующую информацию:
- паспортные данные заявителя;
- наименование органа или данные о должностном лице, решения, действия (бездействие) которых нарушает права и законные интересы заявителя;
- характер нарушенных прав и законных интересов, суть противоправного решения, действия (бездействия).
Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней, после чего заявителю должен быть направлен письменный ответ о результатах рассмотрения обращения.
Для чего нужна выписка из ЕГРН
Данный документ необходим для проверки юридической чистоты приобретаемой квартиры и достоверности данных об объекте. Также выписка нужна будет при оформлении наследства, при дарении и приватизации.
Автор статьи: