Лицензии на изображения приобретены на сайте freepik.com
Новое в корпоративном праве
Преимущественное право покупки доли теперь можно будет отменить в отношении некоторых участников обществ с ограниченной ответственностью (далее – «ООО»).
Эти и другие интересные изменения внесены в законы, регулирующие деятельность хозяйственных обществ, которые вступают в силу в августе-сентябре 2025 г.
С 01.09.2025 г. вступают в силу изменения, касающиеся прав участников ООО на преимущественное право покупки доли или части доли участника общества, предложенной для продажи третьему лицу – право, которое являлось «незыблемым» на протяжении более 27 лет – с момента вступления в силу Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Указанные изменения предоставляют участникам общества право определять круг лиц (один или несколько участников), к которым не применяются правила о преимущественном праве покупки доли или части доли в уставном капитале общества.
Для этого участники ООО должны, при учреждении общества или внесении изменений в устав, решением общего собрания (принятого единогласно и удостоверенного нотариусом) определить круг лиц или обстоятельств, при наличии которых участники лишаются преимущественного права на покупку доли, к примеру:
-
поименное указание в уставе общества конкретных участников, которых лишают права на преимущественную покупку доли;
-
определения признаков, в случае наступления которых участник лишается права на преимущественное приобретение доли – к примеру, наличие у участника общества доли в уставном капитале не менее или не более определенного процента;
-
наступление или ненаступление на момент продажи доли определенных обстоятельств;
-
срок, в течение которого участник общества не может использовать преимущественное право на покупку доли, и др.
Исключение из устава общества указанных положений осуществляется также по решению общего собрания участников, принятому большинством не менее двух третей голосов, подтверждённому путем нотариального удостоверения.
Источники: Федеральный закон от 07.07.2025 г. № 186-ФЗ
«О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»
(ред. от 31.07.2025 г.)
Упрощена процедура создания новых дочерних предприятий ООО и акционерных обществ (далее - «АО»)
С 1 августа 2025 года вступили в силу изменения, регулирующие порядок создания отдельных видов коммерческих корпоративных организаций – хозяйственных обществ в виде ООО и АО.
Теперь хозяйственное общество может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее только из одного лица. Таким образом, сняты ограничения по учреждению ООО и АО другим хозяйственным обществом, которое состоит из одного участника – физического или юридического лица.
Данные изменения предоставляют единственным участникам хозяйственных обществ дополнительную свободу в принятии решений о создании дочерних предприятий, освобождая их от необходимости привлекать в собственный бизнес третьих лиц не с целью привлечения дополнительных инвестиций, а лишь для формального соблюдения требований закона.
Источники: Федеральный закон от 07.07.2025 г. № 201-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 10 и 47 Федерального закона «Об акционерных обществах», статью 7 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
Иностранные мессенджеры WhatsApp, Telegram и другие теперь под запретом, но не для всех – их нельзя будет использовать определённым категориям граждан
С 1 сентября 2025 года вступают в силу основные положения закона № 41-ФЗ, который уже получил нарицательное название «Антимошеннический» закон. В целях противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, вводятся новые правила использования юридическими и физическими лицами мессенджеров и абонентской связи.
1. Запрет на использование иностранных мессенджеров
Положения указанного закона вводят новые правила в области использования услуг иностранных мессенджеров и запрещают использовать иностранные мессенджеры для общения с клиентами.
В перечне запрещенных иностранных мессенджеров девять приложений: Telegram, WhatsApp, Viber, Discord, Snapchat, Microsoft Teams, Threema, WeChat Skype.
Пока этот запрет касается ограниченного круга лиц:
1) государственных и местных органов управления;
2) государственных и муниципальных предприятий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля государства в совокупности превышает 50 %;
3) кредитных и ряда некредитных финансовых организаций;
4) операторов связи;
5) владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах);
6) владельцев сайта (страницы сайта в сети «Интернет»), которые используют их для распространения на созданных ими страниц информации или рекламы, и доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей;
7) владельцев сайта (страницы сайта в сети «Интернет»), которые используются для организации взаимодействия пользователей между собой в целях:
-
купли-продажи, мены и (или) передачи в пользование движимого и (или) недвижимого имущества;
-
выполнения работ, оказания услуг, поиска подходящей работы и (или) подбора необходимых работников,
при условии, что их пользователям предоставлена возможность самостоятельно размещать объявления или обращаться по таким объявлениям, и доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей.
За нарушение введенных запретов виновных лиц могут привлечь к ответственности по статье 13.11.2 КоАП РФ:
-
должностных лиц к штрафу в размере 30–50 тысяч рублей для;
-
юридических лиц к штрафу в размере 100–700 тысяч рублей.
2. Новые обязанности оператора связи по извещению абонента о лицах, осуществляющих звонки.
С 1 сентября 2025 года операторы связи обязаны передавать абонентам информацию об инициаторе звонка. Представлять данную информацию в распоряжение оператора должно лицо, инициировавшее через звонок-рассылку.
28 августа 2025 г. Правительство РФ утвердило «Правила передачи оператором связи, с сети связи которого инициируется телефонный вызов, на пользовательское оборудование (оконечное оборудование) информации об абоненте - юридическом лице либо индивидуальном предпринимателе, инициировавших телефонный вызов», в которых, в частности определило механизм представления соответствующей информации от предпринимателя в адрес оператора (Постановление Правительства РФ № 1300 – вступает в силу с 01.09.2025 г.).
Согласно утвержденным Правилам, лицо, предполагающее осуществить телефонный вызов, должно будет заключить с оператором связи соответствующий договор, который будет содержать информацию о компании: наименование, ИНН, виды деятельности согласно ОКВЭД, перечень абонентских номеров, с которых будут осуществляться звонки, а также категорию вызовов исходя из основного вида деятельности инициатора телефонного вызова.
Оператор будет передавать пользователю не просто абонентский номер, с которого осуществляется рассылка, но и название компании, категорию звонка и иную дополнительную информацию, в текстовом формате не превышающем 32 символов.
А абонент, получив соответствующую информацию от оператора, уже решит: принимать данный звонок или отказаться от общения.
На данный момент непосредственная ответственность за нарушение положений «о маркировке звонка» не предусмотрена, однако в случае невыполнения указанных требований, меры могут быть приняты со стороны Роскомнадзора. Кроме того, предусмотрена ответственность за спам-звонки без согласия клиента (ст. 14.3 КоАП РФ):
-
для граждан — от 10 000 до 20 000 руб.;
-
для должностных лиц — от 20 000 до 100 000 руб.;
-
для среднего и крупного бизнеса — от 300 000 до 1 000 000 руб.
3. Усиление контроля по использованию абонентских номеров, зарегистрированных за предпринимателями.
Также с 1 сентября 2025 года названный закон ужесточил требования к использованию телефонных номеров, зарегистрированных, в том числе, за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Так, начиная с 2024 г., абонент - юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, заключившие договор об оказании услуг связи, могли предоставлять право пользования полученными абонентскими номерами только своим работникам либо лицам, которые оказывали им услуги на основании гражданско-правового договора. Соответствующая информация о пользователе абонентским номером регистрировалась на «Госуслугах». При этом, предприниматель не осуществлял контроль за тем, кто из работников пользовался данным абонентским номером.
С 1 сентября 2025 года «Антимошеннический» закон ужесточил указанные правила, запретив физическим лицам, включая работников предприятия, передавать абонентский номер любому третьему лицу, даже если он является сотрудником данной компании. Единственное исключение составляют близкие родственники и члены семьи — родители, дети, братья и сёстры.
Таким образом, руководитель предприятия должен закрепить за каждым работником, который будет осуществлять телефонные переговоры, персональный абонентский номер. И если номер телефона закреплён за конкретным менеджером, то он не вправе будет переложить разговор на своего коллегу.
Таким образом, зарегистрировать один корпоративный номер и позволить общаться с него всем сотрудникам предприятия у руководителя компании не получится. Как следствие, нести ответственность за передачу абонентских номеров от одного работника к другому будет именно руководитель.
И если раньше данное нарушение не влекло особых негативных последствий, то начиная с 1 сентября 2025 г. законом введена административная ответственность за передачу абонентского номера либо предоставление возможности пользования услугами подвижной радиотелефонной связи с нарушением требований законодательства.
За нарушение введенных запретов виновных лиц могут привлечь к ответственности по статье 13.29.1 КоАП РФ:
-
граждан к штрафу в размере от 30 до 50 тысяч рублей в отношении;
-
индивидуальных предпринимателей 50 до 100 тысяч рублей;
-
юридических лиц к штрафу в размере от 100 до 200 тысяч рублей.
Примечание. Не будет считаться правонарушением безвозмездная кратковременная передача абонентского номера, в пользование, иному лицу для получения таким лицом услуг связи в личных целях.
Источники
-
Федеральный закон от 01.04.2025 г. № 41-ФЗ
«О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
-
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;
-
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.
С 01.09.2025 г. принимать на работу мигрантов станет дороже
Трудовая миграция занимает значительную часть в структуре работников Российского бизнеса, занимающегося строительным бизнесом, предоставлением услуг в сфере торговли, в коммунальном секторе и др. И несмотря на то, что по сравнению с 2014-2016 г. количество трудовых мигрантов значительно снизилось, по состоянию на 2025 г. их количество составляет от 3-х до 3,5 миллионов человек. Более 60 % всех трудовых мигрантов работают в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге.
Начиная с 01.09.2025 г. вводится ряд новых пошлин, связанных с трудоустройством мигрантов: появятся новые виды пошлины, а часть уже существующих вырастет (изменения ст. 333.28 НК РФ).
При этом, значительная часть дополнительных расходов, связанных с уплатой увеличенных пошлин и вновь введённых пошлин ляжет на компании, которые привлекают таких работников. Так, названными изменениями были введены новые виды пошлины за действия, которые ранее осуществлялись уполномоченными органами бесплатно:
-
постановка мигранта на учёт по месту пребывания – 500 рублей;
-
продление срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации – 1 000 рублей;
-
выдача дубликатов разрешений на привлечение и использование иностранных работников и/или внесение изменений в сведения, содержащиеся в разрешениях на привлечение и использование иностранных работников – 2 100 рублей;
-
продление срока действия разрешения на работу иностранного гражданина или лица без гражданства – 4 200 рублей;
-
выдача либо переоформление патента иностранного гражданина или лица без гражданства – 4 200 рублей;
-
выдача дубликата патента иностранного гражданина или лица без гражданства, внесение изменений в патент – 2 100 рублей.
Одновременно была увеличена пошлина за регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства с 420 рублей до 1 000 рублей.
Таким образом, привлекая мигрантов к работе, руководитель предприятия должен учитывать дополнительные затраты, которые нужно будет понести для законного оформления документов, связанных с трудоустройством.
Источники: Федеральный закон от 31.07.2025 г. № 271-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Старший юрист
Александр Сичинский