+7 (495) 023-01-15 Пн-пт 9:00-19:00, сб 10:00-15:00
Оставить заявку
+7 (495) 023-01-15 Пн-пт 9:00-19:00, сб 10:00-15:00
Дата публикации: 23 марта 2022

Как происходит передача денег при покупке квартиры, дома или загородной недвижимости?

Задайте вопрос юристу


Передача денег за приобретенный объект недвижимости — важный этап сделки купли-продажи. Приобретая квартиры на вторичном рынке, многие покупатели рассчитываются с собственниками жилых помещений наличными средствами в момент подписания договора купли-продажи. Это допустимый вариант взаиморасчетов, однако именно такой способ оплаты считается наиболее рискованным. Как защитить свои финансовые интересы? На что обратить внимание при передаче денег? Об этом и многом другом поговорим далее. 

Покупка за наличный расчет: особенности процедуры

Передача денег из рук в руки — вариант, который стоит использовать исключительно при сделках с близкими людьми. Во всех остальных случаях необходимо применять расчеты через банковскую ячейку или с использованием аккредитива. В этом случае в качестве гаранта финансовой безопасности выступает банк. 

 

В случае с банковской ячейкой, денежно-кредитная организация выполняет роль посредника, держит у себя в сейфе деньги покупателя, а также участвует в процессе передачи денежных средств.

 

Процесс передачи денег через банковскую ячейку состоит из таких этапов: 

  1. Аренда ячейки. Ячейка арендуется покупателем и продавцом объекта недвижимости. 
  2. Регистрация перехода права собственности на объект недвижимости. 
  3. Получение денежных средств (при условии, что обе стороны выполнили свои обязательства). 

 

В чем же преимущество такого способа расчетов? Все просто: если регистрация права собственности покупателя прошла, представитель банка проверит это и предоставит продавцу доступ к ячейке. 

 

Если сделка сорвалась, потенциальный покупатель по истечении указанного в соглашении срока приходит в банк и забирает свои деньги. Таким образом, обе стороны сделки купли-продажи получают возможность избежать финансовых рисков. 

 

Какую информацию указывать в соглашении об аренде банковского сейфа (ячейки)

Соглашение об аренде банковского сейфа (ячейки)  — основной документ, который позволяет сторонам сделки купли-продажи квартиры своевременно получить деньги, связанные с приобретением недвижимости. 

 

В этом документе указывается такая информация: 

  1. Срок аренды банковской ячейки. Обычно договор с банком подписывается на один-два месяца. Этого срока вполне достаточно для того, чтобы прошла регистрация перехода права собственности на квартиру. 
  2. Срок доступа к ячейке (указывается отдельно для продавца и отдельно для покупателя). Это особенно важный пункт, на который стоит обратить внимание при совершении сделок.
  3. Документы, являющиеся условием для доступа к ячейке. Как правило, это договор купли-продажи с отметкой о государственной регистрации права собственности покупателя и выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности покупателя на квартиру.

 

Важно понимать, что представитель банка не обязан проверять подлинность документов, которые предоставляет продавец для получения доступа к ячейке. Основная функция банка сводится к удостоверению факта наличия таких документов у продавца. Это означает, что недобросовестный продавец, подделав печать на регистрационных документах, может безнаказанно получить доступ к денежным средствам покупателя. 

 

Именно поэтому в соглашение с банком необходимо включить пункт о совместном доступе к ячейке. Это означает, что забрать денежные средства продавец может в присутствии покупателя. Такое условие существенно ограничивает права добросовестного продавца. Чтобы сохранить баланс, к процессу наличного расчета необходимо привлечь профильного юриста, который не только расскажет о всех нюансах аренды банковской ячейки, но и будет защищать интересы сторон на всех этапах проведения сделки. 

 

Чтобы обезопасить себя от дополнительных судебных тяжб, покупателю необходимо попросить у продавца написать расписку в получении денег.

Безналичный расчет: особенности процедуры

Лучший способ перевести деньги за недвижимость — безналичный расчет. Однако не все так просто, как может показаться на первый взгляд. 

 

Банковский аккредитив — в какой-то степени аналог банковской ячейки. Однако в данном случае денежные средства перечисляются на счет продавца после того, как покупатель станет собственником квартиры, а не передаются продавцу наличными.

 

В данном случае денежные средства покупателя переводятся на депозитный счет нотариуса. Они хранятся там до тех пор, пока право собственности на объект недвижимости не будет зарегистрировано в Росреестре. 

 

Основная особенность безналичного расчета заключается в замораживании денежных средств на определенном счете. Как и при аренде банковской ячейки, продавец получит деньги после того, как покупатель зарегистрирует право собственности на купленный объект недвижимости.

автор статьи: Артур Пронин
Старший юрист

Похожие статьи