Мы в соцсетях:
+7 (495) 023-01-15 Пн-пт 9:00-19:00, сб 10:00-15:00
Написать нам:
Оставить заявку

Медведев против золотых кроватей

Правительство корректирует правила госзакупок. Премьер Дмитрий Медведев подписал два постановления правительства — о введении перечня общих требований к госзакупкам товаров, работ и услуг и о наделении федеральных, региональных и местных органов власти правом разрабатывать аналогичные перечни (№926 и 927 от 2 сентября). Такие списки должны содержать наименование, предельные цены и описание потребительских свойств закупаемых товаров, по которым можно будет судить, не выходят ли госзаказчики за пределы разумного в своих покупках. Предельные цены закупок не должны превышать потолок нормативных затрат на обеспечение функций органов власти.

Как оценивать эти и другие новеллы? Комментируют эксперты: Андрей Черногоров, Василий Неделько, Николай Куликов, Александр Гуськов, Александр Кузьмин, Алексей Ильин, Всеволод Тюпа, Николай Калмыков.

Nedelko_3 (391)Андрей Черногоров, генеральный директор Cognitive Technologies

Нововведения не повлияют на поставщиков, их состав вряд ли изменится из-за предлагаемых законодательных инициатив. Постановления направлены не на конкретные целевые группы участников госзакупок, а должны в целом уберечь государство от приобретения «золотых кроватей». Такой подход соответствует лучшим мировым практикам. Альтернативно эти инструменты регулирования закупок можно назвать нормированием или нормой положенности. Госзаказ давно в них нуждался.

Василий Неделько, генеральный директор юридической компании «Базальт»

Оба постановления №926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» и №927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» вступают в силу с 01 января 2016 года.
Данные нормативные акты призваны умерить аппетиты чиновников и установить некоторые ограничения в стоимости и качественных характеристикам закупаемых товаров, работ и услуг с целью недопущения закупки товаров с избыточными потребительскими свойствами.
Нельзя не приветствовать выход этих нормативных актов, но они определяют лишь общий порядок определения требований. Во исполнение Постановлений ведомства должны выпускать свои внутренние требования к закупкам. И тут может возникнуть масса нюансов …
Дождемся вступления в силу новых постановлений и подзаконных актов и посмотрим, насколько скромны будут чиновники на практике при установлении ограничений к собственным закупкам.

Никита Куликов, исполнительный директор консалтинговой компании HEADS

Данные новеллы выглядят вполне логично как продолжение выбранного несколько лет курса на борьбу с коррупцией и контроля за тратами госсредств. В настоящее время контроль за расходами и приемлемая экономия — это не только тренд но и жизненно важное решение. Таким образом, принятые постановления появились вполне своевременно и ожидаемо. Другое дело как они будут реализованы на практике. Дело в том, что в соответствии с этими законодательными актами предлагается определить предельные стоимости не только товаров но и услуг, что несомненно породит ряд противоречий и сложностей в реализации. В частности, что касается товаров, ограничение определенных товаров в рамках одного вида может подпадать под понятие ограничения конкуренции. А ценообразование на услуги в принципе не может подпадать под одни и те же стоимости, т.к. услуги одной и той же направленности могут стоить совершенно по разному исходя из уровня и опыта исполнителя.

Александр Гуськов, генеральный директор Первого тендерного центра «Партнер»

Подписанные Д.А. Медведевым постановления предполагают создать номенклатуру товаров (работ, услуг), с указанием предельных цен и характеристик для каждой категории российских чиновников.
Если говорить по-простому, то смысл принимаемых изменений следующий: для руководителя высшего уровня за государственный счет можно будет купить стол из красного дерева, его заместителю – такой же стол, но уже из бука, а рядовые служащие получат стол из «ИКЕА» или эквивалент.
Смысл закона в том, чтобы не допустить нецелевое «разбазаривание» государственных средств при покупках предметов роскоши рядовыми работниками, деятельность которых не обязывает соответствовать определенному уровню и качеству аттрибутов их работы.
Абсолютно ясно, что именно произойдёт в ближайшем будущем в системе госзаказа в связи с внедрением этих постановлений. Пока всё находится на промежуточной стадии внедрения – а именно в последний квартал 2015 года — нас, скорее всего, ожидает всплеск закупок предметов роскоши за госсчёт. Заказчики непреминут воспользуются такой возможностью именно до начала 2016 года.
Кроме того просто необходимо внести соответствующие нормы и в Кодекс об административных правонарушениях. Иначе новые нормы просто не будут соблюдаться заказчиками.
Так было со всеми новыми законами, которые вводились без ужесточения норм и адекватных штрафов. Как бы ни оказалось, что эти новые постановления – не реальные попытки властей сделать систему госзаказа более логичной и прозрачной, а только стремления показать, что они хотят сделать это.
В целом, каждый финансовый кризис выводит систему госзакупок на новый уровень. Так было в 2008-2009гг., то же самое происходит и сейчас.
Забавно, но чем больше финансовых кризисов приходит в нашу страну – тем более эффективно работает система государственных закупок – нужные изменения законодательства происходят гораздо быстрее под давлением необходимости жесткой экономии.

Александр Кузьмин, генеральный директор компании «РусХОЛТС»

При существующей системе отборов, обойти этот «заборчик» довольно легко. Начнем с того, что круг участников любого отбора строго ограничен. Как правило, реальной конкуренции среди участников нет. В тендере участвую либо «актеры одной труппы», 5-7 компаний, де-факто принадлежащих одним хозяевам, либо конкуренты, имеющие четкие договоренности о разделе сфер интересов. Этот «домашний» круг претендентов, формирует цены на приобретаемые товары и услуги, имитирует конкуренцию и «честный выбор по наилучшей цене», то есть наилучшей из цен, предложенных на конкурс.
Если эту стройную систему нарушает случайный претендент, ломающий планы устроителей тендера, то они (устроители) применяют годами отработанный прием — объявляют тендер несостоявшимся. В ходе подготовки к новому тендеру либо меняют условия квалификации участников отбора, либо договариваются с «несистемным» участником, объясняя ему его место и роль в данном бизнесе.
Выход — создание независимых центров аккредитации участников отборов для госзакупок с едиными требованиями к участникам отборов.

Алексей Ильин, заместитель генерального директора компании «Нетрика»

Новый федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был принят в 2013 году. Проблемы в процессе госзакупок могут быть связаны с тем, что в данный момент все еще идет переходный период от 94-ФЗ к 44-ФЗ, и система не до конца отлажена. Изменения затронут портал https://zakupki.gov.ru, где будет введена в действие единая информационная система (ЕИС), а также планы-графики, которые сейчас у половины заказчиков находятся в неструктурированном виде, следовательно, поставщикам сложнее отслеживать закупки.

Позитивно то, что портал реально работает и времена участия в аукционах с бумажными пакетами документации с приездом в другой город прошли. Это значит, что любая компания, соответствующая требованиям, может принять участие в любом электронном конкурсе/аукционе. Повысились прозрачность и удобство мониторинга закупок по тематикам, появился реестр банковских гарантий, что позволяет заказчику самостоятельно проверять подлинность гарантии.

Следует отметить, что, если с запуском новой версии портал госуслуг https://www.gosuslugi.ru/ пошел в сторону упрощения, то портал закупок остается перенасыщенным, не всегда быстрым и сложным для поиска информации.

Что касается недавних двух постановлений Правительства РФ — о введении перечня общих требований к госзакупкам товаров, работ и услуг, — то это можно расценивать как планомерные шаги Правительства в области систематизации требований к госзакупкам. Сейчас мы наблюдаем, как формируются полезные рамки для рынка: введение предельных цен и описания свойств товаров сделает более прозрачным процесс закупок и защитит рынок от субъективного ценообразования.

Всеволод Тюпа, глава практики фармацевтики и биотехнологий компании CMS

Государственные закупки (т.е. закупки, осуществляемые госучреждениями, государственными предприятиями и т.д.) регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Существует около десятка юридических механизмов закупок: конкурс, аукцион, запрос котировок, и др. Основные форматы выглядят следующим образом.
Одна из наиболее распространенных форм закупок – аукцион. По юридической сути аукцион близок к традиционному видению этого процесса в кинематографе и литературе: несколько участников соревнуются друг с другом в предложении заказчику наилучшей цены (вспомним «Двенадцать стульев»). Хотя в закупке товаров государственными учреждениями есть два отличия: (1) современные аукционы проводятся дистанционно в режиме он-лайн по сети Интернет; и (2) участники соревнуются не в повышении, а в понижении цены: заказчик объявляет, какой товар ему необходим (оборудование, продовольствие и т.п.), а участники по очереди предлагают все более и более низкую цену, за которую они готовы этот товар продать и поставить. «Шаг» аукциона может составлять от 0,5 % до 5% от изначальной цены в сторону понижения. Когда определяется победитель, т.е. участник, готовый поставить товар по наиболее выгодной для заказчика цене, с ним заключается контракт.
Более сложной формой закупок является конкурс. В данном формате участники направляют заказчику комплексные предложения по продаже товара, содержащие не только цену, но и другие параметры предложения (сроки поставки, качество и комплектация товара и т.п.). Конкурсная комиссия заказчика рассматривает полученные заявки по всем параметрам в совокупности и определяет ту, которая удовлетворяет ее в наибольшей мере (по большинству параметров). При этом выгодная цена всегда имеет значение, но не обязательно является ключевым приоритетом.
Однако, не всегда госзакупки предполагают конкуренцию. Иногда возможно заключение контракта с единственным (заранее определенным) поставщиком. Это возможно в случаях, определенных законом, перечень которых довольно широк: поручение Президента, закупка культурных ценностей для государственных фондов, приобретение товаров для ликвидации чрезвычайных ситуаций, заказ услуг гида и др.

Николай КалмыковНиколай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС

Данные новации давно ожидаемый шаг, способный в большей мере систематизировать типовые закупки, а вместе с тем, снижающие риск неблагонадежного поведения заинтересованных лиц. Вместе с тем, это еще и обеспечение не только более эффективногл расходования средств, но и требование к поставщикам по соответствию товаров и услуг минимальному «стандарту качества».

 

Похожие статьи

Уточнить информацию у юристов

Отправляя информацию, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Спасибо, что обратились в
Юридическую компанию «Неделько и Партнеры».

В ближайшее (рабочее) время наш специалист с Вами свяжется.
Открыть форму заявки

Оферта

Услугу по подготовке юридического заключения об объекте недвижимости оказывает ООО Юридическая компания «Неделько и партнеры» (ИНН 7719433327, ОГРН 5157746157311).

Смотреть пример юридического заключения

Ознакомьтесь с условиями оказания услуг по подготовке юридического заключения о результатах проверки недвижимости:

Нажимая кнопку “Далее”, я подтверждаю, что ознакомился и согласен с Договором-офертой и Политикой по обработке персональных данных.

Уточнить информацию у юристов

Для заказа юридической проверки недвижимости Вам нужно иметь на руках следующие документы:

  • Выписка из ЕГРН, полученная не более 3-х месяцев назад, или открытие собственником недвижимости своих данных в выписке из ЕГРН путем подачи соответствующего заявления в Росреестр; Внимание! С 1 марта 2023 года третьи лица могут получить данные из ЕГРН, содержащие персональные данные собственника недвижимости, только при условии, если гражданин открыл сведения о фамилии, имени и отчестве по специальному заявлению. Для этого в любой удобной форме, в том числе онлайн, собственник может обратиться в Росреестр и внести соответствующую запись в ЕГРН. В частности, заявления о раскрытии сведений о персональных данных владельцев недвижимости могут быть поданы через сайт Росреестра, МФЦ, Единый портал государственных услуг.
  • Правоустанавливающие документы на квартиру (договоры купли-продажи, дарения, приватизации, мены, свидетельство о праве на наследство и т.п.);
  • Копии паспортов всех собственников - физических лиц;
  • Учредительные документы + протокол о назначении руководителя — для собственников - юридических лиц;
Уточнить информацию у юристов

Необходимо заполнить хотя бы одно из полей

пример: Московская обл., г. Мытищи, ул. Строителей д. 1 корп. 1, кв. 1
или
пример: 11:22:123456:789

Вы можете загрузить выписку из ЕГРН либо просто подтвердить, что собственник недвижимости открыл свои персональные данные в выписке из ЕГРН путем подачи соответствующего заявления в Росреестр

Перетащите сюда файл или выберите из папки Выбрать

Внимание! С 1 марта 2023 года третьи лица могут получить данные из ЕГРН, содержащие персональные данные собственника недвижимости, только при условии, если гражданин открыл сведения о фамилии, имени и отчестве по специальному заявлению. Для этого в любой удобной форме, в том числе онлайн, собственник может обратиться в Росреестр и внести соответствующую запись в ЕГРН. В частности, заявления о раскрытии сведений о персональных данных владельцев недвижимости могут быть поданы через сайт Росреестра, МФЦ, Единый портал государственных услуг.

Любой документ, подтверждающий право собственности продавца. Например, договор купли-продажи, договор дарения, договор мены, свидетельство о праве на наследство и т.п.

Перетащите сюда файл или выберите из папки Выбрать

Внимание! Нужны все страницы документа. Шрифт должен четко читаться.

Собственник:
Для физических лиц

Потребуются: основной разворот паспорта с фотографией, страница со всеми регистрациями (для проверки судов) и сведения о раннее выданных паспортах

Для юридических лиц

Потребуются: устав, протокол (решение) о назначении руководителя

Перетащите сюда файл или выберите из папки Выбрать

Приложите дополнительные документы, если они имеются: согласие супруга/супруги на отчуждение недвижимости, брачный договор, архивная выписка из домовой книги и т.п.

Перетащите сюда файл или выберите из папки Выбрать

Как к Вам обращаться?

Как с Вами можно оперативно связаться?

На какой e-mail Вам отправить отчет?

(потребуется подтвердить адрес)

На ваш e-mail отравлен проверочный код с адреса no‑reply@ndprt.ru.

Обычно сообщение приходит в течение 1-3 минут. Если не увидели письмо во входящих – проверьте папку СПАМ или РАССЫЛКИ.

Введите проверочный код

Неверный проверочный код
через 30 секунд

Еще раз проверьте правильность введённой Вами информации на предыдущих шагах и прикрепленные файлы. После нажатия кнопки «Оплатить» Вы не сможете что-либо изменить в заявке и перейдете на форму оплаты. После оплаты Вы получите уведомление по электронной почте, а мы приступим к работе. Если у нас будут вопросы по документам, мы с Вами свяжемся.

Осталось оплатить наши услуги в размере 5.900 рублей

Мы подготовим отчет в течение 3-х рабочих дней и отправим Вам его по электронной почте. Если у нас будет вопросы или потребуются дополнительные документы, мы с Вами свяжемся.